У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения. Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе. Особенно на первых этапах учебы необходимо, чтобы первые приобретенные знания и навыки оценили взрослые. Для этого учителя организовывают выставки, на которых все учащиеся могут показать своим родителям и другим взрослым приобретенные знания и умения.
Учитель должен уметь:
- проводить обучение по общеобразовательным предметам;
- планировать учебный материал по всем предметам;
- участвовать в методической работе;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- анализировать успеваемость учащихся;
- обеспечивать соблюдение учебной дисциплины;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
- проводить дополнительные факультативные занятия;
- оснащать и оформлять учебный кабинет;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.
Должен в совершенстве знать предмет, методику его преподавания, педагогику, педагогическую, возрастную и социальную психологию, формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся, основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики. Должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.
Для учителя необходимы следующие качества:
- высокая концентрация, умение распределять и переключать внимание;
- высокая эмоциональной устойчивость;
- развитые коммуникативные качества - доброжелательность, чуткость, такт, сопереживание;
- хорошая дикция, четкя грамотня речь;
- способность к яркому и логически выстроенному изложению материала;
- музыкальные и художественные способности;
- приятная внешность и тембр голоса.