У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения. Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе. Особенно на первых этапах учебы необходимо, чтобы первые приобретенные знания и навыки оценили взрослые. Для этого учителя организовывают выставки, на которых все учащиеся могут показать своим родителям и другим взрослым приобретенные знания и умения.

Учитель должен уметь:

  • проводить обучение по общеобразовательным предметам;
  • планировать учебный материал по всем предметам;
  • участвовать в методической работе;
  • использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
  • анализировать успеваемость учащихся;
  • обеспечивать соблюдение учебной дисциплины;
  • формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
  • проводить дополнительные факультативные занятия;
  • оснащать и оформлять учебный кабинет;
  • изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.

Должен в совершенстве знать предмет, методику его преподавания, педагогику, педагогическую, возрастную и социальную психологию, формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся, основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики. Должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.

Для учителя необходимы следующие качества:

  • высокая концентрация, умение распределять и переключать внимание;
  • высокая эмоциональной устойчивость;
  • развитые коммуникативные качества - доброжелательность, чуткость, такт, сопереживание;
  • хорошая дикция, четкя грамотня речь;
  • способность к яркому и логически выстроенному изложению материала;
  • музыкальные и художественные способности;
  • приятная внешность и тембр голоса.