Ключевая парадигма политики университета в области ЭО, ДОТ

Политика университета в области электронного обучения основывается на его высокой социальной значимости, учете сформировавшихся потребностей в нем и наличии в университете необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала и финансовых возможностей. Ключевая парадигма политики университета в области ЭО, ДОТ заключается в ориентации на выпуск высококвалифицированных студентов, умеющих работать в новых информационных и образовательных средах, способных генерировать  в них новые знания и осознающих, что образование в течение всей жизни является целостным циклом учения — от обучения в детстве и стандартного образования на всех уровнях к независимому образованию на протяжении всей взрослой жизни, включая дистанционное обучение.

О принципах реализации политики университета в области ЭО, ДОТ

Принципы реализации политики университета в области ЭО, ДОТ:

  • открытость и доступность для всех участников образовательного процесса университета;
  • направленность на актуальные информационные и образовательные потребности участников образовательного процесса;
  • взаимодействие всех задействованных в реализации ЭО и ДОТ структурных подразделений университета, других образовательных учреждений для координации усилий с целью повышения качества образования;
  • снижение финансовой нагрузки за счет привлечения внебюджетных средств от реализации ЭО, ДОТ;
  • широкое освещение реализации ЭО, ДОТ в интернете и средствах массовой информации.      

Об основных потребителях образовательных услуг в области ЭО, ДОТ

Применение ЭО, ДОТ в образовательном процессе ВятГУ имеет выраженную социальную ориентацию на следующие группы населения:

  • жители сельской глубинки, имеющие свое подсобное хозяйство;
  • активные предприниматели, руководители предприятий, организаций, учреждений, региональных органов власти и управления;
  • менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
  • граждане, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме существующих очных образовательных технологий (например, вахтовики);
  • безработные граждане, зарегистрированные в органах федеральной службы занятости населения;
  • граждане, желающие совмещать учебу с работой, чтобы обеспечивать себя и семью; 
  • «незаменимые» работники, у которых отсутствует возможность участия в очных сессиях;
  • граждане, имеющие опыт работы и желающие для карьерного роста получить новые знания и навыки, подтвержденные дипломом государственного образца о высшем профессиональном образовании;
  • выпускники, давно закончившие школу/техникум и считающие некомфортным обучение в одной аудитории с теми, кто поступает в университет сразу после школы;
  • граждане, имеющие малолетних детей;
  • граждане, ухаживающие за больными родственниками;
  • инвалиды;
  •  молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;
  • граждане, проживающие там, где отсутствует вуз нужного профиля;
  • бывшие военнослужащие Вооруженных Сил Россиийской Федерации и члены их семей.

О модели реализации ЭО, ДОТ в образовательном процессе вуза

Основные модели реализации ЭО, ДОТ в образовательном процессе: blended-learning и e-learning. В смешанном обучении (blended-learning) в определенной пропорции присутствуют и очные, и дистанционные технологии, что позволяет одновременно получить преимущества обеих форм обучения, устранив основные их недостатки. Модель e-learning предполагает реализацию образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ. Для реализации ЭО, ДОТ в образовательном процессе университета выбрана модель blended-learning.

Существует две наиболее распространенные схемы организации смешанного обучения:

  • «дистанционное сопровождение самостоятельной работы обучающихся — очное обучение — дистанционное сопровождение самостоятельной работы обучающихся — этап контроля знаний, умений, навыков и компетенций» (на первом этапе обучающиеся в дистанционной форме изучают теоретический материал, формируют базовые знания по тематике; затем проходит очная сессия, во время которой преподаватель более детально рассматривает тему, проводит дискуссии и обсуждения, обучающиеся обмениваются опытом; на третьем этапе обучающиеся возвращаются к самостоятельному обучению: применяют все полученные знания на практике с помощью интерактивных компонентов курса, выполняют задания, общаются между собой с помощью средств виртуальных коммуникаций; завершается обучение этапом контроля знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся);
  • «установочные тьюториалы — дистанционное сопровождение самостоятельной работы обучающихся — тренинги — этап очного контроля знаний, умений, навыков и компетенций» (во время установочных тьюториалов обучающиеся посещают очные вводные лекции и семинары; затем в дистанционном режиме обучающиеся изучают теоретический материал, формируют базовые знания по тематике и переходят к самостоятельному обучению в режиме онлайн изучают более широкие материалы, выполняют практические задания, участвуют в форумах, вебинарах и чатах, общаются с преподавателем и одногруппниками; на третьем этапе  проходит классический тренинг в аудитории, с практикой, деловыми играми и общением; завершается обучение этапом контроля знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся).

О применении ЭО, ДОТ при обучении по очной форме

Применение ЭО, ДОТ при обучении по очной форме предполагается в университете с сопровождением преподавателем самостоятельной работы студентов. Для организации такого взаимодействия преподавателей и студентов предусматриваются различные сервисы образовательного портала ВятГУ (www.do-kirov.ru). Студент может повторить  основные моменты лекции с помощью видеозаписей, обсудить в синхронном или асинхронном режиме с преподавателем и/или одногруппниками сложные  темы учебной дисциплины, специфику реализации и результаты творческого или исследовательского проекта, сдать тест по итогам изучения темы или раздела  и т.д.  Особую значимость приобретают эти возможности для студентов в период самостоятельной подготовки к коллоквиумам, зачетам, экзаменам и прочим контрольным мероприятиям. Преподаватели посредством сервисов образовательного портала смогут повысить качество индивидуальной работы со студентами. У них появится возможность влиять на организацию их самостоятельной и самообразовательной деятельности, помогать «слабым» студентам быстрее догонять в учебе своих более успешных одногруппников, вести индивидуальную работу с талантливыми студентами и, в целом,  воздействовать на формирование познавательного интереса к учебной дисциплине у всей учебной группы.

О применении ЭО, ДОТ при обучении по заочной и очно-заочной формам

При обучении по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения процент самостоятельной работы студентов по сравнению с очной формой обучения значительно возрастает, усиливается потребность студентов в помощи и поддержке в этой деятельности со стороны преподавателей . Наряду с сервисами образовательного портала, используемыми при очной форме обучения, при очно-заочной и заочной формах обучения в качестве практического руководства самостоятельной работой студентов  используются многомерные учебные кейсы по дисциплине. Кроме того, возрастает необходимость в дополнительных механизмах организации виртуальных встреч студентов и преподавателей на основе интерактивного расписания; реализация этой функции закреплена за особой группой специалистов — тьюторами.

Об условиях реализации ЭО, ДОТ

При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ в ВятГУ  создаются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения и включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала, независимо от мест нахождения обучающихся. ЭО, ДОТ не являются антагонистичными по отношению к существующим очной и заочной формам обучения. Они естественным образом интегрируются в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствуют усилению взаимодействия и сотрудничества разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования.  При реализации образовательных программ в ВятГУ независимо от форм получения образования ЭО, ДОТ применяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

О стратегии внедрения ЭО, ДОТ

Исходя из анализа практических вариантов реализации ЭО, ДОТ в зарубежной системе высшего образования и в России, можно выделить три стратегии внедрения:

  • незначительные локальные изменения,
  • блочно-модульные,
  • системные изменения.

В первом варианте инновационный процесс идет фрагментарно, новаторы друг о друге почти ничего не знают, опытом не обмениваются. Эта стратегия практически не требует от вуза серьезных капиталовложений, ведь преподаватели-энтузиасты способны поддерживать реализацию новых технологий обучения самостоятельно.     Вторая стратегия является промежуточной по финансовым затратам для вуза, однако она позволяет создать довольно комфортные условия для внедрения и постепенного развертывания системы blended-learning во всех формах обучения. Здесь предполагаются следующие основные этапы: создание минимальной ресурсной базы реализации ЭО, ДОТ на одном или двух факультетах; реализация ЭО, ДОТ на нескольких направлениях подготовки (пилотные проекты); разработка и апробация моделей внедрения ЭО, ДОТ в образовательную систему вуза; теоретическое обобщение сформированного опыта, установление точек роста и развития построенных моделей. Системное внедрение требует значительных капиталовложений и огромной подготовительной работы по созданию ресурсной базы: нормативно-правовой, материально-технической, информационной, мотивационной, кадровой и пр.

ВятГУ реализует блочно-модульную стратегию внедрения и постепенного развертывания системы blended-learning.

О требованиях к ППС, реализующему ЭО, ДОТ

Образовательный процесс с применением ЭО, ДОТ должен осуществляться ППС, подготовленным для работы в новой информационной образовательной среде, который создает и актуализирует специализированные УМКД по реализуемым в ВятГУ ООП. В связи с чем в университете сформирован перечень минимально необходимых практико-ориентированных требований к преподавателю вуза:

  • уметь формулировать  цели учебной дисциплины и занятия;
  • знать структуру и уметь разработать  учебную программу дисциплины;
  • знать дидактические и организационные характеристики, а также   уметь реализовать  в учебном процессе    типовые  виды традиционных и электронных занятий;
  • выбирать и применять   в учебном процессе   дидактически обоснованные  средства ИКТ, в том числе сети Интернет, во всех формах получения образования;
  • знать и применять разнообразные педагогические  формы контроля учебного процесса,  в том числе  в виде тестов;
  • знать    характеристики, а также уметь искать и использовать  в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе в сети Интернет;
  • уметь разрабатывать пособия и методические рекомендации   для проведения учебных занятий,  в том числе, и занятий с применением ЭО, ДОТ;
  • знать основы нормативно-правового обеспечения учебного процесса и авторского права;
  • принимать участие в НИР, конференциях и публиковаться по вопросам использования ЭО, ДОТ.

О необходимых компетентностях ППС в области ЭО, ДОТ

Компетентности ППС в области ЭО, ДОТ отражены в основных составляющих профессиональной компетентности ППС:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
  • владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
  • использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

О системе обучения ППС

Система обучения ППС в области ЭО, ДОТ в ВятГУ включает курсовую подготовку ППС по вопросам ЭО и ДОТ в количестве не менее 30 преподавателей в год; систему индивидуальных онлайн-консультаций по вопросам ЭО и ДОТ, участие в работе в профессиональных сообществ (например, e-learning pro), участие в работе тематического профессионального онлайн-форума «Школа педагогического мастерства» в рамках образовательного портала ВятГУ, участие в работе конференций, семинаров разного уровня по вопросам ЭО, ДОТ (например, участие в работе секции «Электронное обучение. Дистанционные образовательные технологии» в рамках ежегодной вузовской методической конференции), организация работы городского круглого стола по вопросам ЭО, ДОТ (не менее двух раз в год).

О процедуре изменения политики университета в области ИКТ, ЭО, ДОТ

Изменение политики университета в области ИКТ, ЭО и ДОТ,  а также коррекция Программы базируются на анализе результатов маркетинговых исследований (с участием студентов, преподавателей, общественных организаций, органов студенческого самоуправления, представителей работодателей и пр.),  происходят по инициативе ректора, проректоров, управления ЭО и утверждаются приказом ректора.